Вернуться на главную Промежуточные итоги введения электронного оформления ДТ

Промежуточные итоги введения электронного оформления ДТ

Центры электронного декларирования (ЦЭД) стали реальностью, вошедшей в жизнь каждого участника ВЭД. Что это означает? Упростилась ли процедура декларирования, стало ли меньше ошибок и санкций вследствие их появления, успевают ли работники ЦЭД расправляться с фактической проверкой документов, снизилось ли количество жалоб отправителей и получателей грузов? Рассмотрим текущее состояние, приняв во внимание алгоритм прохождения декларирования, а также особенности, недостатки и преимущества ЦЭД.

Суть и цели

Центры электронного декларирования, коих в данный момент насчитывается 16 разного уровня – 6 специализированных, 2 областных и 8 региональных, предназначены для совершения части таможенных операций в сфере электронного декларирования. Первоначально при запуске центров количество таких манипуляций ограничивалось двумя – ЭК10 и ИМ40, но к данному моменту их число выросло, а к 2021 году планируют запустить функционирование, то есть удаленный выпуск товаров, в полном объеме.

Задачи, которые решает подобная технология, состоят в том, чтобы повысить скорость обработки документов, обеспечить более высокий уровень информационного взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными органами, снизить количество ошибок, справедливых и несправедливых поборов, возврата документов через автоматическую обработку сведений. Не менее важной является реализация более совершенной технологии администрирования процессов по подаче и оформлению ТД, в том числе таких, как однократная подача в одно окно, электронная таможня и т. п.

Полномочия центров электронного декларирования состоят в выдаче ДТ, помещения грузов под таможенную процедуру и внесение изменений в документы по результатам проверки в таможне фактического контроля.

Алгоритм работы

Процедура подачи декларации на товар выглядит следующим образом:

  1. Декларант подает ДТ, которая проходит форматно-логический контроль.
  2. Если контроль пройден, то следующий этап — передача в ЦЭД. При этом центр должен иметь полномочия по оформлению по виду товара, которые должны в свою очередь находиться в зоне деятельности специализированного центра. В этом случае гарантирован максимальной короткий путь от подачи до получения документов. И это здорово!
  3. Если ЦЭД не имеет полномочий оформления документы передают в ТП фактического контроля (ТФК), где выполняют проверку ТД и далее передают в ЦЭД.
  4. Если ЦЭД не имеет полномочий по виду ТС или товар находится вне зоны действия специализированного центра, то документы передают на проверку условий для автоматической регистрации и после этого ДТ перемещают в региональный центр.

Слабые стороны

С момента запуска работы ЦЭД прошло некоторое время, и прежде острые углы уже сглажены, в том числе снизилось количество жалоб, ошибок, непонимания сути процедуры декларирования, был «утолен» кадровый голод персонала, но всё ещё существуют слабые моменты и в логистике, и в самой процедуре, которые непосредственно касаются высокой степени формализации, отсутствия возможности согласовать стоимость, наличия кадров с недостаточно высоким уровнем подготовки, опытом работы с различными группами товаров, что влечет за собой появление ошибок, за которые расплачиваются грузополучатели и грузоотправители.

Преимущества оформления ДТ через ЦЭД

Поскольку в число основных целей введения процедуры оформления ДТ входило сокращение времени прохождения процедур, то практически эта задача решена. Кроме того,

  • исключены из оборота бумажные документы,
  • процессы прохождения стали прозрачными,
  • в любой момент можно отследить, на каком этапе находится ваш заказ в ЦЭД,
  • процедура выпуска товара стала автоматической,
  • из всех таможенных процедур остался только визуальный контроль на постах,
  • возможно не только подавать декларации на товар, выдавать разрешения, но и отслеживать историю, создавать архив, который в немалой степени помогает избежать ошибок и сократить процесс заполнения документов в последующем,
  • товар можно хранить в приграничных складах временного ранения, а не на территории таможенных,
  • сокращение расходов на персонал таможенного органа в штате компании, администрирование и направление документов в соответствующий центр максимально эффективно.

Функции между ЦЭД и ТФК оказались оптимально распределены: первый отвечает за подачу заявления и подачу ДТ, тогда как второй выполняет только фактический контроль декларируемых товаров.

Резюме

Открытие ЦЭД и налаживание их работы – требование времени и участников ВЭД, для которых очень важно убрать бюрократические барьеры, субъективные суждения, упростить и ускорить процесс выпуска товаров за счет автоматизации процессов. Дополнительными эффектами от работы через центры электронного декларирования является повышение эффективности таможенного контроля, поскольку будут четко разграничены функции между ЦЭД, отвечающим за выпуск товара, и ТФК, которой отведена функция контроля грузов. Общий итог – динамичное развитие внешнеэкономической деятельности за счет снижения затрат ресурсов со стороны участников.

Другие статьи и новости

Ко всем статьям

Может ли ИП заниматься Экспортом / Импортом, ВЭД

22.02.2024

Кейс: «идеальный» контракт ВЭД с китайскими партнерами

22.02.2024

Внесение изменений и (или) дополнений в таможенную декларацию

22.02.2024

Готова ли ваша компания навсегда перейти на дистанционную работу?

01.10.2020

Видео с нашего YouTube

Video Block
Video Block
До запуска платформы
0
дней
0
часов
0
минут
0
секунд